Вернуться к обычной версии сайта

Департамент физической культуры и спорта города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

Московское среднее специальное

Училище олимпийского резерва № 2 (колледж)

на главную
Образование

 

Mos.ru - город начинается здесьАктивный гражданинПомощь родителям в выборе вида спорта для детейперсональныеданные.детиЗапиши будущего чемпиона в спортивную школуПриглашаем в спортшколуПротиводействие терроризмуАнтидопинговая работаПрограмма развития МосквыПредставители УОР №2 на зимней олимпиаде в Сочи-2014

Опыт реализации проекта «Олимпийское образование» в
Училище олимпийского резерва №2 Москомспорта

Актуальность и практическая значимость реализации проекта «Олимпийское образование».
Яркие спортивные события прошедших лет, и прежде всего ХХII Олимпийские зимние игры 2014 года в Сочи,  существенно повысили интерес российской молодежи к ценностям олимпийского движения.
В тоже время в современном обществе высшие гуманистические идеалы все больше входят в противоречие с реальной практикой человеческих отношений. В полной степени это явление относится и к процессам в сфере спорта высших достижений  - нарастают противоречия между стремлением спортсмена к высшим достижениям и духовно-нравственными и этическими ориентирами, определяющими поведение спортсменов. На первый план выходит культ победы и материальных благ на основе спортивных достижений на фоне усиления прагматической ориентации, коммерциализации и профессионализации олимпийского спорта. В этой же плоскости находится проблема формирования нравственных основ личности спортсмена направленных на противодействие применения допинга в спорте.
В контексте проблем современного общества, гуманистические принципы, лежащие в основе Олимпизма приобретают особое образовательное и воспитательное  значение. Олимпийское образование может стать одной  из реальных форм  решения интегративных задач образования и формирования целевых ориентиров молодого поколения россиян на высшие моральные и нравственные ценности.  Основные прогнозируемые результаты реализации проекта «Олимпийское образование» в образовательных учреждениях спортивной направленности представлены на Рис.1.

сновные прогнозируемые результаты реализации проекта «Олимпийское образование»

Рис.1 Основные прогнозируемые результаты реализации проекта «Олимпийское образование».
27 октября 2015 года состоялось заседание комиссии по олимпийскому образованию Олимпийского комитета России. В ходе заседания члены Комиссии ознакомились с опытом работы по реализации олимпийского образования в Училище олимпийского резерва № 2 Москомспорта. Опыт работы был признан положительным и рекомендован к дальнейшему внедрению в образовательных учреждениях спортивной направленности РФ.

Базовый подход к построению модели «Олимпийского образования».
Олимпийская Хартия определяет Олимпизм, как философию, которая соединяет «спорт с культурой и образованием». Этот фундаментальный принцип, на наш взгляд,  определяет и основной подход к построению модели олимпийского образования реализованной в ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта.

Проект «Олимпийское образование» в ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта реализуется в системе взаимосвязанных направлений (рис. 2)

Структура реализации проекта «Олимпийское образование»

Рис. 2 Структура реализации проекта «Олимпийское образование» в ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта.

Реализация проекта «Олимпийское образование» в системе спортивной подготовки обучающихся спортсменов.
Содержание и структуру спортивной подготовки по видам спорта определяют Федеральные стандарты,  утвержденные Министерством спорта РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На основании  Федеральных стандартов в  Училище разработаны Программы спортивной подготовки по видам спорта. Все Программы в качестве обязательных включают разделы физической, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки, инструкторскую и судейскую практику, участие в соревнованиях, антидопинговые мероприятия, на которые суммарно, в зависимости от этапа многолетней спортивной подготовки, отводится от 800 до 1600 часов общего объема спортивной подготовки в год. Во всех разделах спортивной подготовки предусмотрено решение задач «Олимпийского образования». Решение этих задач имеет преемственный характер на различных этапах многолетней подготовки.
Контингент обучающихся УОР № 2 Москомспорта составляют спортсмены, специализирующиеся в олимпийских видах спорта, в большинстве  своем входящие в составы сборных команд города Москвы и России. В 2015 году в составы сборных команд России входило более 50% спортсменов (153 чел.), проходящих подготовку в группах высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования. В среднем период пребывания в Училище составляет 3-6 лет. За это время спортсмены приобретают уникальный практический опыт спортивной деятельности в избранном олимпийском виде спорта, и как правило, проходят значительный путь в совершенствовании спортивного мастерства от I спортивного разряда до звания «Мастера спорта» или «Мастера спорта международного класса».

В рамках реализацией проекта «Олимпийское образование» в процессе спортивной подготовки решаются три основные группы задач:

Решение задач проводится в различных организационных формах: лекции, беседы, семинары, обсуждение спортивных событий, помощь в организации и судейство соревнований, самостоятельное изучение специальной литературы, встречи с известными спортсменами - участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд, наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью ведущих спортсменов училища, участие в совместных тренировочных мероприятиях  и др.
Важное место в реализации проекта «Олимпийское образование» отводится участию в соревнованиях, в том числе национального и международного уровня, в которых спортсменам училища выпадает честь представлять свой город и свою страну. На примерах личного участия в соревнованиях наиболее наглядно удается сформировать понимание реальных ценностей  Олимпизма, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы, на морально-нравственные принципы определяющие  противодействие применению допинга,  поведению не совместимому с принципами Олимпизма.
Одним из главных результатов практической реализация проекта «Олимпийское образование» в системе спортивной подготовки олимпийского резерва на современном этапе должно стать формирование поведения спортсмена, адекватного олимпийским принципам и идеалам:
- не только само участие в спортивных соревнованиях, а постоянное стремление к повышению своих результатов, мужество, воля, настойчивость для максимально возможных (с учетом возможностей каждого спортсмена) спортивных достижений, к победе над соперником при строгом соблюдении не только правил, но и нравственных принципов, лежащих в основе честной игры;
- отказ от желания победить любой ценой (за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперника, с помощью обмана, насилия, нечестного судейства, других антигуманных действий).
Спортивная подготовка неразрывно связана с социокультурным развитием обучающихся спортсменов и  интегрирована в образовательный процесс. В Училище на основании Государственного задания, утвержденного Департаментом физической культуры и спорта города Москвы, реализуются Программы основного общего,  среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Реализации проекта «Олимпийское образование» в рамках освоения программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.
Реализация проекта «Олимпийское образование» на уровне основного общего и среднего общего образования осуществляется в форме элективных учебных курсов и ученических образовательных проектов.
С 2011  года в РФ поэтапно вводится новый  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который предусматривает освоение не только обязательных компонентов Учебного плана, но и включение в образовательную программу дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся.
ФГОС предусматривает  обеспечение социального и гражданского становления обучающихся, в том числе, через реализацию программ предпрофильной подготовки
В качестве основных задач можно выделить:

Элективные учебные курсы в рамках реализации проекта «Олимпийское образование»

Рис. 3 Элективные учебные курсы в рамках реализации проекта «Олимпийское образование» в 2015-16 учебном году (8-9 классы).

Предпрофильная подготовка на уровне основного общего образования (8-9 классы) направлена на индивидуализацию образовательного процесса, развитие интересов обучающихся, поддержание и развитие их склонностей и способностей в выбранных предметных областях. В настоящее время в рамках проекта «Олимпийское образование» в училище создается банк программ элективных курсов на базе общеобразовательных предметов учебного плана (Рис. 3).  
Освоение элективных курсов по выбору позволяет сформировать и закрепить интерес обучающихся к последующему активному участию в проекте  «Олимпийское образование», которое  станет ядром будущего профиля обучения. Элективные курсы  дают обучающимся возможность сформировать базовые знания о ценностях Олимпизма, глубже познакомиться с различными областями знаний в области спорта, расширить их кругозор в избранном виде спорта, приобрести и совершенствовать межпредметные умения и навыки.
Существенную информационно-методическую помощь при освоении элективных курсов имеет методическое пособие «Твой олимпийский учебник» рекомендованное Олимпийским комитетом России.
Одним из методов личностно-ориентированного развивающего обучения для обучающихся   старшей школы является проектная деятельность. Целью учебного проектирования в рамках проекта «Олимпийское образование» является поиск новых комплексных знаний в области спорта и олимпийского движения, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, формирование ключевых компетенций, необходимых для повышения спортивного мастерства и успешной самореализации в информационном обществе (Рис.4).

Ученические образовательные проекты в рамках реализации проекта «Олимпийское образование»

Рис. 4 Ученические образовательные проекты в рамках реализации проекта «Олимпийское образование»  в 2015-16 учебном  году   (10-11 классы).

Коллективная работа по выполнению образовательного проекта влияет на воспитание личности обучающихся, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать спортивный  профессиональный путь. Учебное проектированиеформирует у обучающихся навыки сбора и обработки информации, материалов, развивает умение анализировать (креативность и критическое мышление), обучает планированию учебной и спортивной работы.
Реализация проекта «Олимпийское образование» на ступени основного и среднего общего образования формирует у обучающихся – спортсменов училища позитивное отношение к учебному и спортивному труду.
Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – преподавателей,  обучающихся, тренеров, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности расширяет  границы практического использования ресурсов проекта «Олимпийское образование» и укрепляет престиж участия в нем.

Реализации проекта «Олимпийское образование» в системе подготовки специалистов среднего звена осуществляется в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 49.02.01 «Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре и спорту». Общий объем времени, отведенного на изучение программы подготовки специалистов среднего звена, составляет 3420 часов. Из них на обязательную часть отводится 2412 часов, на вариативную часть - 1008 часов. Часть времени отведенного  на вариативную часть в учебном плане используется для осуществления проекта «Олимпийское образование» (Рис. 5).

Соотношение обязательной и вариативной частей программы СПО

Рис. 5 Соотношение обязательной и вариативной частей программы СПО.

Для реализации проекта «Олимпийское образование» на уровне среднего профессионального образования  в обязательную часть учебного плана включены лекции, семинарские и практические занятия по тематике олимпийского образования.  В вариативной части учебного плана отведены часы на новую учебную дисциплину  «Антидопинговая программа» в объеме 32 аудиторных часа и на расширение объема времени, отведенного на профессиональные модули, для изучения тем и разделов олимпийского образования.
На Рис.6 представлены дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы и разделы программы образовательной и спортивной подготовки по виду спорта, в рамках которых реализуется проект «Олимпийское образование».

Основное содержание материалов проекта «Олимпийское образование» интегрированно в тематический материал изучения дисциплин вариативного компонента учебного плана и профессиональных модулей через изучение определенных тем и разделов, отражающих сущность олимпийского образования.

Разделы программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 «Физическая культура», реализующие проект «Олимпийское образование».

 Рис. 6 Разделы программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 «Физическая культура», реализующие проект «Олимпийское образование».

Социокультурное развитие обучающихся спортсменов.
Социокультурное воспитание и развитие  — это целенаправленное педагогическое воздействие с учетом создания условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, нравственных и иных социальных способностей.  Социокультурное развитие человека в значительной степени определяет его  поведение в обществе, порядок принятия решений и в конечном счете определяет степень его успешной социальной интеграции.  Проект «Олимпийское образование» позволяет найти новые эффективные формы педагогического воздействия на обучающихся спортсменов в формате, выходящем за рамки традиционного образовательного процесса и спортивной тренировки.
В рамках проекта «Олимпийское образование» активно идет процесс поиска новых инновационных форм социокультурного развития обучающихся. Продолжает формироваться система информационно-коммуникационного обеспечения проекта, которая в настоящее время включает в себя следующие компоненты:

Музей - методический кабинет «Истории московского спорта» предполагает решение следующих основных задач:

Ежегодно в музее 1 сентября проводится «Олимпийский урок» с участием выпускников Училища – призеров и победителей Олимпийских игр (более 150 выпускников стали чемпионами мира, Европы и Олимпийских игр).
Использование мультимедийных и интерактивных технологий в музее позволяет  проводить обзорные и тематические экскурсии с просмотром различных видеоматериалов, посвященных олимпийскому движению и истории московского спорта. Музейные формы педагогической работы способствуют расширению кругозора обучающихся, многие из которых родились и выросли в других регионах России. 
В музее проводятся  обзорные и тематические экскурсий для обучающихся и гостей училища. Наши обучающиеся - спортсмены выступают в качестве экскурсоводов, что существенно помогает их социальной адаптации в городе Москва.
Специально для экспозиции музея разработано календарно-тематическое планирование в объеме 35 часов по подготовке обучающихся – экскурсоводов по спортивным объектам Москвы.

Экспозиция музея – методического кабинета «Истории московского спорта».

Экспозиция музея – методического кабинета «Истории московского спорта».
Преподаватели проводят уроки, тематические занятия и внеурочные мероприятия по графику занятий в музее – методическом кабинете. Музейная педагогика, таким образом, гармонично встраивается в образовательный процесс и способствует формированию понимания ценности олимпийских идеалов и повышению мотивации к получению знаний и повышению спортивных результатов. Становится хорошей традицией  проведение церемонии награждения спортсменов, тренеров, сотрудников Училища в зале музея.

Почетный президент ОКР Смирнов В.Г. вручает факел ХХII Олимпийских зимних игр2014 года в Сочи директору училища Захарову А.А.

Почетный президент ОКР Смирнов В.Г. вручает факел ХХII Олимпийских зимних игр2014 года в Сочи директору училища Захарову А.А. в музее «Истории Московского спорта».

Информационно-библиотечный центр обеспечивает доступность для участников образовательного процесса ко всем ресурсам библиотеки, а также к  ресурсам других информационно-библиотечных центров, что в конечном итоге  оказывает положительное влияние на качество освоения образовательных Программ.
Реализация проекта «Олимпийское образование» с использованием формата досугового центра «Клуб молодых спортивных журналистов», позволяет решать в  работе с обучающимися спортсменами Училища следующие задачи:

Внедрение проекта «Олимпийское образование» на базе Клуба молодых спортивных журналистов позволяет регулярно проводить пресс-конференции со спортсменами Училища - победителями и призерами крупных соревнований, мастер-классы. Активные члены Клуба готовят  выпуски новостного телевизионного журнала «О спорте и не только». В «Клубе молодых спортивных журналистов» проводится обучение навыкам фото- и видео- съемок (систематически проводятся практические занятия по основам фотографии).
Клуб дает возможность обучающимся  взглянуть на спорт под углом разных социальных групп населения,  познакомиться с новой гранью спортивной индустрии и значительно расширить свой социальный кругозор. На занятиях по PR специалисты рассказывают о том, как общаться с журналистами во время соревнований, как спортсмен может выстраивать и корректировать свой имидж. Клуб молодых спортивных журналистов – это проект, позволяющий решать целый ряд задач социальной адаптации спортсмена и подготовить его к моменту окончания спортивной карьеры. За сравнительно небольшой период Клуб стал частью культурной жизни училища.

Встреча в «Клубе молодых спортивных журналистов» с депутатом Государственной Думы РФ, ЗМС, Чемпионкой Олимпийских Игр, Журовой С.С.

Встреча в «Клубе молодых спортивных журналистов» с депутатом Государственной Думы РФ, ЗМС, Чемпионкой Олимпийских Игр, Журовой С.С.

Основные выводы и рекомендации.
Опыт нашей работы на протяжении 2012-2015 гг. по реализации проекта «Олимпийское образование», позволяет нам сделать некоторые обобщающие выводы:

 Идеи Олимпизма  в период возрождения современного олимпийского движения имели огромный резонанс в обществе, позиционируя Олимпийское движение как проводника интеллектуальной реформы. Эта идеология, сформулированная Пьером де Кубертеном, остается актуальной и по сей день. Требования к современному уровню спортивной и профессиональной подготовленности выпускников Училищ олимпийского резерва могут быть реализованы  на основе интеграции олимпийского образования с системой спортивной подготовки по видам спорта и образовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования. Реализация данного проекта позволит  не только демонстрировать приверженность олимпийским идеалам, но и реально обеспечит  привлечение молодых людей к занятиям спортом, культурой и образовательной деятельностью.

   Карта сайта


© 2011-2017 ГБПОУ "МССУОР № 2" Москомспорта
Вверх